03:10
Где самовар в упряжке ходит…
Где самовар в упряжке ходит…
Знакомясь с Новогрудским краеведческим музеем, поинтересовался у научных сотрудников: «Что связывает ваш город с Пинском?». «Непостроенная железная дорога», — получил ответ. Оказывается, еще в середине XIX века крупные полесские помещики предлагали осуществить прокладку стальной колеи по направлению к Петербургско-Варшавской магистрали. Проектом предполагались транспортные выгоды и для Новогрудка. Но этим, как, впрочем, и нескольким другим планам, так и не суждено было сбыться. Новогрудок так и остался заурядным райцентром, а Пинск лишился возможности иметь крупную железнодорожную станцию.
Тогда железная дорога затрагивала собственнические интересы местных перевозчиков зерна, соли, леса, которые доставляли все это водными путями. Считалось, что большую партию хлеба выгодней было отправить судами через каналы, чем «дробить для нагрузки в вагоны», теряя доходы на обороте большого капитала. Так и остались здесь жить по старинке, осуществляя торговлю лишь весной при большой воде. А тем временем всесезонная «железная лошадка» трудилась без устали для пользы предпринимателей из других регионов, оставляя пинчуков на обочине прогресса.
К прокладке Полесской железной дороги обратились лишь тогда, когда «чыгунка» уже практически опоясала западные губернии России. Осталось лишь соединить крупные станции Брест и Гомель с пересечением пути из Барановичей в Ровно через Лунинец. Заметим, что проект на утверждение императору Александру III представило военное ведомство. Важной мотивацией в принятии положительного решения являлось донесение о затруднительном передвижении войск в здешних местах ввиду отсутствия удобных путей сообщения.
Через три месяца после высочайшего соизволения состоялась торжественная закладка Пинской железнодорожной стации, завершившаяся «приличным завтраком». С июля 1882 года начинается история нашей железной дороги. Благодаря ей в город пришло электричество, появились водопровод, телеграфная связь, стала развиваться промышленность. По статистике к 1900 году население увеличилось едва ли не наполовину и составило тридцать тысяч человек. Началась бурная застройка Пинска.
Днем открытия железных дорог на Полесье считается 30 декабря 1884 года. Работы продолжались и в 1887-м. К 25-летию строительства Полесской железной дороги была выбита памятная медаль. На ней указаны «начальники работ: Ф.Хржановский, Н.Серебряков, М.Григоровский, Б.Рипиас».
Даже с современной точки зрения тогдашний комплекс железнодорожного ведомства в Пинске представляется значительным объектом. Он занимал территорию от улицы Полесской до Кузнечной. Только в главных мастерских Полесской железной дороги, ремонтирующей подвижной состав, было занято около 1500 рабочих. Для повышения квалификации организовывались специальные курсы «с преподаванием черчения, арифметики, технологии, физики и железнодорожного искусства». Немногие сейчас знают, что здание, известное как бывший клуб железнодорожников, первоначально являлось не чем иным, как рабочей столовой мастерских. До сих пор в ближайших огородах находятся «ледяные погреба» — холодильники XIX столетия. Уцелело и двухэтажное здание первой пинской электростанции по улице Клубной. Относительно недавно оно было реконструировано под коттедж.
Традиции пинских мастеровых с честью продолжает коллектив опытного завода путевых машин. На стройплощадке обретает облик третье по счету здание вокзала. Железная дорога устремляется в XXI век, а людские судьбы продолжают писать ее историю.
Вячеслав ИЛЬЕНКОВ.  Газета «Пiнскi Веснiк».
Категория: Город | Просмотров: 885 | Добавил: pinsk-e | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]